Наука, психология, педагогика, ИКСМ, образование, сайт д.п.н. Дроновой Т.А. тег alt
Страничка автора
Психология
и педагогика творческой деятельности

Педагогика и педагогическая психология: монографии, диссертации, учебники, пособия,рефераты, научные статьи...

1Библиотека электронных публикаций
2Интегрально-креативный стиль мышления (ИКСМ): теория, технология, рекомендации...
3В помощь педагогам (рабочие программы)
4В помощь студентам (ИКСМ, ОБЖ, БЖД...)

5Библиотека электронного издательства
8Условия публикации


Архив публикаций

7

6

 

1
 

 2

 

3   

 

4

 

5    

 

 # 1 (октябрь 2020 г.)

NSA 001. Дронова Т.А.. Основа творческого мышления

 NSA 002. Дронов А.А. Безопасность жизнедеятельности и креативность

 NSA 003. Дронова Т.А. «Эффект 25-го кадра» как фактор воспитательной среды вуза

 NSA 004. Дронов А.А. Валеология в педагогической деятельности

 

# 2 (ноябрь 2020 г.)

NSA 005. С.К.Бондырева, академик РАО
Д.В.Колесов, академик РАО 
Размышления об универсальности человека в добре и зле

ОИП 001. Очерки истории педагогики. Введение

ОИП 002. Глава  I. Русская школа в первой четверти XVIII в. 
1.1. Общая характеристика реформ в области просвещения.

ОИП 003. 1.2. Школа математических и навигацких наук. Морская академия

NSA 006. Т.А. Дронова, доктор педагогических наук, профессор
А.В. Дронова, аспирантка  
Вочеловечение как грань педагогического творчества


# 3 (декабрь 2020 г.)

ОИП 004. Глава 1. 1.3. Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков

ОИП 005. Глава 1. 1.4. Цифирные (арифметические) школы

NSA 007. Дронов А.А. Вариативное моделирование и культура безопасности жизнедеятельности

NSA 008. Дронова Т.А. Интегрально-креативный стиль мышления (ИКСМ) – основа диалектики педагогического взаимодействия

ОИП 006. Глава 1. 1.5. Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы

# 4 (январь 2021 г.) 

ОИП 007. Глава 1. 1.6. Архиерейские школы

ОИП 008. Глава 2. Русская педагогическая мысль первой четверти XVIII в. 2.1. Учебная литература. 2.2. Проект организации школьного образования Ф. С. Салтыкова

ОИП 009. Глава 2. 2.3. Педагогические высказывания И. Т. Посошкова. 2.4. Ф. Прокопович как видный деятель просвещения.

NSA 009. Педагогические кадры в контексте национальной безопасности страны

NSA 010. Профессиональный стандарт как инструмент карьерного роста

NSA 011. Соотношение лени и ответственности в деятельности личности

 # 5 (февраль 2021 г.)  

NSA 012. Синкретизм семейного бытия и его научное исследование
NSA 013. Трансформационные процессы в обществе, семье, личности
NSA 014. Методология исследования семьи как системы
NSA 015. Стиль мышления и конфликт семейного общения
NSA 016. Основные направления и перспективы развития отечественной пенсионной системы 
ОИП 010.Глава  3. Русская школа и педагогическая мысль во  второй четверти XVIII в. 
3.1. Общая характеристика их состояния
ОИП 011. Глава 3. 3.2. Сухопутный шляхетский кадетский корпус

 

 

 

 

 

 

# 6 (март 2021 г.) 

NSA 017. Гражданское самосознание как фактор государственной безопасности
NSA 018. Критерий продуктивности образовательной среды
NSA 019. Профессионализм как система
NSA 020. Культура безопасности профессиональной деятельности
NSA 021. Психика, поведение, выживание
ОИП 012.Глава  3. 3.3. Морской кадетский корпус. 3.4. Новые школы для подготовки военных специалистов. 3.5. Домашнее обучение детей дворянства
ОИП 013. Глава 3. 3.6. Гарнизонные и адмиралтейские школы

 # 7 (апрель 2021 г.) 

NSA 022. Выживание (факторы и механизмы). Глава 2. Менталитет выживания
NSA 023. Разработка комплекса мероприятий направленных на обеспечение необходимого уровня безопасности полетов
NSA 024. Влияние человеческого фактора на безопасность полетов
NSA 025. Формирование культуры безопасности полетов авиационных специалистов
NSA 026. Подготовка инженерно-технического состава и безопасность полетов
ОИП 014. Глава 3. 3.7. Педагогические взгляды В. Н. Татищева. Дальнейшее развитие горнозаводских школ
ОИП 015. Глава 3. 3.8. Духовные школы
ОИП 016. Глава 3. 3.9. Гимназия и университет при Академии наук

 

Читальный зал

!!!При использовании, представленного Вашему вниманию материала, пожалуйста, сделайте ссылку!!! :)
Дронова Т.А. Основа творческого мышления [Электронный ресурс]/Библиотека д.п.н. Дроновой Т.А., 2021. - URL: http://www.dronovatatyana.ru/formation/libraryelektr.html (дата
обращения: 22 октября 2021 года).                    

1

                                                  Дронова Т.А.

ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Основой творческого мышления является мозг, единственный высокоорганизованный орган, способный исследовать сам себя. В здоровом теле нормально функционирующий мозг, получая стимулы из окружающей среды, способен сохранять активность и нормальные реакции на протяжении значительно более ста лет. Нормально функционирующий мозг – это мозг, находящийся в состоянии творческого горения.

Выдающийся французский  философ  ХХ века Анри Бергсон считал, что творчество как непрерывное создание нового составляет сущность жизни, которая есть поток творческого формирования, проходящий через человека, жизненный порыв («elan vital»); нечто первичное, подлинная и первоначальная реальность, проникнуть в суть которой может только интуиция.

И формируется эта реальность в мозге.
Мозг, как лабораторию творчества можно рассматривать с точки зрения работы полушарий (правый мозг и левый мозг), с точки зрения глиальных связей (мозг человека содержит миллиарды нервных клеток, или нейронов, которые способны взаимодействовать с другими клетками посредством отростков, называемых дендритами), с точки зрения его трех основных частей (неокортекса, лимбической системы и ствола).

Рассмотрим генезис творческого мышления именно с точки зрения трех его основных частей. Первым получил развитие в ходе эволюции ствол мозга, или рептильный мозг. Эта область мозга отвечает за сенсорно-моторные функции (т.е. работу наших пяти органов чувств), здесь располагается инстинкт выживания, здесь и стремление к продолжению рода.
Далее идет лимбическая система, или мозг млекопитающего. Здесь обитают наши чувства и эмоции, наша память, биоритмы, иммунная система.

Далее идет неокортекс, или мозг мыслящий. Здесь наше церебральное мышление, наша способность к рассуждению, целесообразному поведению, наш язык и высший интеллект.

Располагаются они так: вторая часть окружает общую с рептилиями часть мозга, неокортекс находится сверху и по сторонам лимбической системы. Кроме того, каждый отдел обладает собственной нейроструктурой и отвечает за конкретный набор выполняемых функций. Развивался каждый из трех отделов на различных этапах эволюции человека, характеризуясь определенным видом и качеством творчества. Первым получил развитие ствол мозга, а последним развился (развивается и сейчас) неокортекс.

С точки зрения этих трех отделов можно рассмотреть любое произведение искусства и любую творческую деятельность. В том числе педагогическую и ученическую.

Рептильный мозг – это «мудрость крокодилов». Это  власть инстинкта, который, в отличие от интеллекта, наследуется и довольно серьезно закрепляется, переходя из поколения в поколение. В основном, он направлен на решение одной не варьируемой проблемы – телесное приспособление к окружающей среде.

Это творчество эгоизма и эгоцентризма: только я, после меня хоть потоп.

Что такое – педагог-приспособленец? Это человек, который во главу угла ставит свое  личное выживание, а не проблему образования или отдельно взятого ученика. Об альтруизме здесь не может быть и речи. Как правило, дети не воспринимают таких педагогов, они интуитивно чувствуют, что он их «использует»  в своих целях, а не отдает им себя. Что такое – ученик-приспособленец? Это индивид, решающий свою проблему за счет всех, кто оказался рядом. Нужно ли ему образование? Может быть. А если нет? Пробиться к нему сквозь тьму инстинкта может только очень сильная, одухотворенная и одаренная личность. Здесь педагогу  бывает очень трудно.

К тому же, если рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек вообще теряет способность мыслить на верхних уровнях. О каких высших идеалах можно говорить с таким человеком? Как научить жить в обществе? Здесь нужен целый комплекс  педагогических методов и приемов, которыми должен владеть учитель.
А возвращаясь к творчеству педагогу, надо сказать, что гуманное педагогическое творчество никогда не строится на основе рептильного столба.

И то, что целая страна чуть ли не на два десятилетия вынуждена решать только вопросы своего физического выживания, отбросило народ этой страны далеко назад в его творческом развитии. Тем более что и без того, даже у самых высокодуховных представителей рода человеческого рептильный мозг развит довольно сильно. Именно за счет него человек получает 55% информации из окружающего мира.

Если же говорить об иерархии человеческих способностей, то рептильный мозг – это явно выраженные задатки, т.е. врожденные анатомо-физиологические особенности, составляющие природную основу развития способностей.
Окружает рептильный мозг невероятно сложная лимбическая система, или мозг млекопитающих. Именно она отвечает за способность к обучению и память. Великолепно, если она хорошо развита и у педагога и у ученика. А тот факт, что это компонент мозга, управляющий эмоциями, контролирует также и все телесные функции, объясняет непосредственное влияние эмоций на здоровье. Лимбическая система – своего рода центральный пульт управления, использующий в качестве входных сигналов информацию от пяти органов чувств, которые она обрабатывает и анализирует, притом не один раз, а тысячи. Именно она формирует сложный цельный образ окружающего мира,  распределяя затем эту информацию в мыслящей части мозга, неокортексе.

Лимбическая система – это зона, где инстинкт переходит в интеллект. Это зона поэтического творчества.
Здесь формируются наши модальности и ведущая из них. Здесь располагаются способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного осуществления той или иной продуктивной деятельности.

38% информации человек получает за счет лимбической системы.
Неокортекс располагается сверху и с боков лимбической системы, его масса составляет около 80% всего вещества мозга. Это средоточие интеллекта. Это рассуждение, речевые функции, это центр высшей умственной деятельности вида.

Здесь формируется наша доминантность мышления, которой, как и модальностью, мы можем управлять. И здесь творчество переходит в сотворение.

Интеллект (в отличие от инстинкта) – это способность создавать и применять неорганические инструменты. И если наследуемый инстинкт действует через естественные органы и обращен конкретно к вещам, то ненаследуемый интеллект ориентированный на продуцирование искусственных орудий, интересуется отношениями мира. Интеллект, осознавая связи вещей, оперирует формами и понятиями, стремясь моделировать будущее. Здесь, как и на уровне лимбической системы, мы можем говорить о таланте – совокупности способностей, позволяющей получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Неокортекс - самый поздний из трех уровней этап человеческого творчества. Гениальности без него не обойтись. Однако, за счет неокортекса человек получает всего 7% информации.

Рассматривая творческую работу мозга, можно сделать вывод, что там, где большую роль играет лимбическая система – это искусство, где  же большая роль отводится неокортексу – это наука, а там, где доминирует рептильный мозг – это приспособленчество ради собственного выживания. Но все это – виды и уровни творчества.
И само творчество можно рассматривать как выбор уровня: иногда неокортекс подчиняют стволу или лимбической системе, иногда ствол  и лимбическую систему – неокортексу; что победит – таково и творчество.

Поэтому, когда мы говорим о разуме, то имеем в виду все три уровня, три составных части мозга, а когда говорим об интеллекте, то имеем в виду неокортекс. 

Человеческий разум – это и есть мудрость, в которой заключена интуиция.

 

23437

Дронова Т.А.


Очерки о Добре и зле

Что есть Добро, а что есть зло?

Две стороны одной медали или одна сторона медали, а вторая – судьба человека, сделанный им выбор. Мы всегда делаем выбор в сторону Добра или зла. Часто мы не задумываемся об этом, просто решаем: как поступить, что сделать? Наш выбор увеличивает или Добро, или зло на стороне нашей судьбы.

Когда они в относительном равновесии, они зримо сопротивляются противоположному выбору, особенно зло, ведь его главная категория – агрессия. Добро терзает нашу совесть, хотя делает это ненамеренно: вибрации Добра и совести должны совпадать, тогда совесть спокойна; а если вибрации противоположны – совесть терзается.

И человек усыпляет свою совесть, сознательно объясняя себе, что иначе он поступить не мог, или просто-напросто начинает лгать себе самому: что сделал он это из лучших побуждений и какой он хороший. Потом привыкает к этому искусственному образу и душит им свою естественную совесть.

Таким образом, он отсекает себя от Добра и остается наедине со злом. И тогда ему становится плохо. Нельзя сокрушать совесть. Для человека это чревато большими несчастьями. Добро и зло имеют свои территории в судьбе человека: на чью территорию встанешь, по тем законам и будешь жить и получать соответствующую плату.

Счастье и удовольствие

Счастье – самая желаемая категория человеческого естества. Все хотят быть счастливыми, даже точно не осознавая: «что есть счастье и как быть счастливым»? Но, что счастье и душа нераздельны - понимают многие.

И как же быть счастливым продавшему душу дьяволу? Нет души - нечему быть счастливым. Вместе с душой продается и счастье. Но зло сильно на выдумки, оно заменило счастье удовольствием.

Удовольствие – это категория зла, в отличие от счастья – категории добра. Какие бы удовольствия ни покупал себе человек, он никогда не будет счастлив. Удовольствие приедается, оно конкретно связано с телом. Наскучившее вызывает злобу, ненависть. Человек, выбравший удовольствие, ищет все новых и новых удовольствий, чтобы развлечь тело. В этом ему помогает интеллект, а не сердце.

Удовольствие – это  суррогат счастья: сиюминутное наслаждение, за которое обычно требуется плата (расплата). Удовольствие изматывается, оно не самодостаточно, потому всегда требует чего-то взамен утраченных сил.

Счастье ничего не требует, потому что счастье дает силы, оно самодостаточно. Люди тогда не могут быть счастливы, когда живут по законам зла.

11 Дронова Т.А., Дронов А.А., 2010-2021